Организации и стандарты обучения НЛП
В настоящее время НЛП получило широкое распространение в большинстве развитых стран. В США существует около 40 различных организаций НЛП, в Германии - более 10 крупных центров и институтов НЛП, занимающихся исследованиями и разработками на основе НЛП в различных областях. НЛП является одновременно и наукой, и искусством, так как предполагает понимание методологии и владение технологиями на практике. Основателями НЛП были установлены следующие стандартные курсы обучения в данной области.
Курс, рассчитанный на начинающих, предполагает овладение базовыми знаниями и навыками НЛП. Этот курс обычно организуется в виде интенсивного курса не менее 21 дня, а у многих тренеров он больше по времени - 35-40 дней (Роберт Дилтс, Ждудит Делозье, Энн Энтус). Как минимум 130 часов тренинга основных паттернов НЛП, проводимых сертифицированным тренером или сертифицированным мастером-практиком при супервизорстве тренера. Одно из необязательных, но желательных условий профессионального курса - наличие нескольких сертифицированных тренеров НЛП в качестве ведущих, так как важна экспликация более чем одной поведенческой модели. По окончании семинара выдается сертификат "НЛП-практика" (NLP Practitioner), подтверждающий компетентность в НЛП на теоретическом и практическом уровне. Это свидетельствует, что данный специалист может компетентно использовать НЛП в практической работе.
Требования к сертификации - демонстрация способности идентифицировать следующие основные умения, техники, паттерны и концепций НЛП, и утилизировать их компетентно по отношению к себе и к другим:
- Ориентация результата в отношении других моделей мира и экология системы.
- Различия между картой и территорией.
- Нет поражений - есть только обратная связь (кибернетическая).
- Значение Вашей коммуникации в реакции, которую Вы получаете.
- Адаптивная направленность любого поведения.
- Каждый имеет все необходимые ресурсы.
- Сопротивление - это сигнал о недостаточной подстройке.
- Закон переменности реквизитов.
- Раппорт, создание и поддержание.
- Подстройка и ведение (вербальное и невербальное).
- Калибровка (сенсорный опыт).
- Репрезентативные системы (предикаты и ключи доступа).
- Мета - модель.
- Милтон - модель.
- Выявление хорошо сформулированных, экологичных результатов и структуры настоящего состояния.
- Наложение и перевод.
- Создание метафор.
- Рамки, контрасты, уместность, как если бы, обратный ход.
- Якорение.
- Техники якорения (контекстуализированы в поле наложения).
- Способность ориентировать сознание вовне или внутрь.
- Диссоциация и ассоциация.
- Разбивка.
- Субмодальности.
- Вербальное и невербальное выявление откликов.
- Доступ и конструирование ресурсов.
- Рефрейминг.
- Стратегии, обнаружение, выявление, утилизация, встраивание.
- Демонстрация поведенческой гибкости.
Этот курс предполагает расширение знаний и совершенствование практических навыков использования НЛП. В его организации помимо установленного минимума теоретических и практических знаний, главными условиями являются продолжительность курса - не менее 20 дней и желательно участие в курсе нескольких сертифицированных тренеров. Минимум 100 часов продвинутого тренинга, проводимых сертифицированными тренерами. Дополнительный минимум - 15 часов прямого супервизорства, осуществляемого тренером. По окончанию курса выдается сертификат "НЛП-Мастера" (Master Practitioner in the Art and Science of NLP). Подобное звание на Западе выдается не только в НЛП. Оно свидетельствует об очень высоких достижениях в какой-либо из прикладных областей. Тем самым подчеркивается, что сообщество НЛП признает большую важность практического применения НЛП, чем научную и теоретическую.
Требования к сертификации - демонстрация способности идентифицировать следующие основные умения, техники, паттерны и концепций НЛП, и утилизировать их компетентно по отношению к себе и к другим:
- Все навыки уровня практика по отдельности и в комбинации.
- Дизайн индивидуальных интервенций (порождающий и терапевтический).
- Экологичное создание изменений.
- Свободное перемещение вперед-назад между содержанием и формой и между опытом и обозначением.
- Виды Мета - Программ.
- Ценности (критерии) - идентификация и утилизация, иерархия критериев, выявление комплексных эквивалентов, раскрутки.
- Встраивание и утилизация стратегий.
- Утонченное использование субмодальностей.
- Продуманная многоуровневая коммуникация.
- Переговоры.
- Искусство презентации.
- Моделирование.
- Утилизация и преобразование убеждений и пресуппозиций.
Курс, который является завершающим в образовании НЛП, обычно его продолжительность не меньше 17 дней. Минимум 130-часовое обучение или ассистирование в сертификационных тренингах "НЛП-Практик" для подтверждения возможности проведения тренинга "НЛП-Практик", дополнительно минимум 130-часовое обучение или ассистирование в тренинге "Мастер-Практик" для подтверждения возможности проведения тренинга "Мастер-Практик". Минимум 12-часовое супервизорство двух человек из двух других организаций НЛП. В этом курсе не преподается дальнейшее изучение НЛП, а методы НЛП используются для обучения навыками ведущего семинаров.
Требования к сертификации - удовлетворительная демонстрация следующих поведенческих компетенций:
- Полная поведенческая компетенция во всех навыках Мастера-Практика, способность проводить какую-нибудь одну и все техники Практика и Мастера-Практика одновременно как явно, так и неявно.
- Демонстрация возможности продвижений между содержанием и формой (то есть между опытом и обозначением).
- Способность делать (демонстрировать поведенчески) то, чему учит и учить тому, что делает и обозначать это лингвистически (самомоделирование).
- Подстройка и ведение.
- В отношении аудитории (то есть по крайней мере сохранение раздельно Вашей и иных моделей мира и конгруэнтная реакция на них) рассмотрение и экологичная реакция на другие сознательные и бессознательные процессы.
- Способность отвечать на вопросы (включая различения уровень смысла вопросов и порождение уровень адаптированной реакции).
- Дизайн презентации: по крайней мере - установление открытых и закрытых рамок, установление результатов, разбивка и упорядочивание информации и опыта, балансировка информацией - подача и возможность для открытия.
- Объяснение упражнения, включая способность объяснить и продемонстрировать поведенчески, без использования записей или печатной помощи.
- Использование глубинных и поверхностных метафор.
- Утилизация многоуровневой обратной связи; процессуальные переоценки разделения явной и неявной информации от каждого и группы.
- Грациозная интервенция в группы: по крайней мере - поддержание раппорта и подача специфической, сенсорно - обоснованной обратной связи через вопросы, которые направляют непосредственный поиск, облегчая людям открытия для себя, демонстрация или, если необходимо, явно сказать им, что делать.
- "Озадачивание" - создание задачи, которая пресуппозирует, что действие личности в разных направлениях расширяет его/ее модель мира.
- Способность проводить демонстрации. Демонстрация персонального стиля и артистичности (показатель того, что личность интегрирует навыки в его/ее персональное поведение).
Используются технологии
uCoz