Среди моей многочисленной родни был один дядюшка - слесарь экстракласса. Благодаря своему мастерству он никогда не бедствовал. У него не было отбоя от клиентов: врачи заказывали ему уникальные хирургические инструменты, антиквары - детальки для всяких древних механизмов, фотографы - запчасти для трофейных "Pentax" и "Exacta"... Но в наше время дядя Петя, наверное, уже не смог бы заработать себе на жизнь. Теперь на каждой выставке демонстрируются эдакие мини-комплексы "для дома и семьи": компьютер плюс маленький станочек с программным управлением. Задаешь чертеж, вставляешь заготовку, и через несколько минут в твоих руках сверхсложная деталька. Не надо знать слесарное дело, можно даже не представлять себе, как выглядит напильник, это не важно, - компьютер со станочком любого желающего мгновенно превратит в квалифицированного слесаря.
Испокон веков были хорошие работники, были плохие. Один гончар делал хорошую посуду, другой - плохую. Но это еще не значило, что "плохой" гончар был нерадивым или ленивым работником. Зачастую ему просто не хватало умения, "технология выработки посуды", которой он владел, была несовершенна. Воспроизведя последовательность действий более умелого коллеги, он мог бы добиться точно такого же результата. Собственно, в этом и заключалось развитие материальной цивилизации: в копировании "удачных" технологий производства и их накоплении. Неудачные технологии отмирали, забывались, удачные - развивались и совершенствовались. Пока не достигали той стадии сложности, когда овладеть ими в совершенстве мог уже не каждый индивидуум, когда для осуществления технологии требовалось особое умение, требовался Мастер.
И тогда стали появляться технологии качественно иного уровня, когда элемент умения, мастерства становился частью самой технологии и никакого особого умения от человека уже не требовалось, он становился не центром, а придатком технологии. Мастерство заменялось самой технологией. В средние века очень ценился труд переписчиков книг, он требовал от человека ценного и редкого сочетания качеств: грамотности, хорошего почерка, усидчивости и терпения. Потом появился Гутенберг, и вместо мастерства пришла технология. Человеку, который стоял за прессом, даже не требовалось быть грамотным - знай поворачивай ворот. Хорошие вязальщики весьма ценились в старой Англии, но появились трикотажные машины, и труд вязальщика свелся в перебрасыванию туда-сюда вязальной каретки.
Не так давно один из авторов "Компьютерры", российский ученый, побывал в гостях у западных коллег. Делясь со мной впечатлениями, он дивился тому, как низка квалификация и как узок кругозор среднего западного ученого. "Какие же это ученые! Наша наука гораздо лучше и эффективнее!" - восклицал мой собеседник, совершенно упуская из виду тот факт, что именно этой, "неэффективной" науке мир обязан достижениями последних лет. Мне не удалось объяснить ему, что научная деятельность его западных коллег давно превратилась в отлаженный технологический процесс, в котором ведущую роль уже играет сама по себе "технология науки", а не люди, которые ее движут.
Душа человека - потемки. Работа с человеческой душой, влияние на нее, ее исцеление и "исправление" - для этого рода человеческой деятельности до недавнего времени не существовало никаких технологий. Были отдельные гении и таланты - священники, врачи, педагоги, которые что-то могли совершить в этой области, но их - единицы, да и сами они вряд ли могли бы объяснить, как они это делают. Первые технологии для работы с человеческой душой появились лишь на рубеже нынешнего столетия. Если я не ошибаюсь, термин "психоаналитика" впервые прозвучал из уст Фрейда. Сейчас методы воздействия на человеческую психику преподаются в учебных заведениях, но эти "молодые" технологии еще ой как далеки от совершенства.
Обратившись к любому терапевту с воспалением легких, вы получите более или менее сходное лечение, любой врач даст вам одни и те же таблетки, и у плохого, и у хорошего врача вы получите сходный результат (только у хорошего быстрее). Это потому, что технология лечения простуды совершенна сама по себе и мало зависит от врача. Придя к любому психологу со стандартной фобией, вы также получите у любого из них сходное лечение, но к одному психологу вы будете безрезультатно ходить годами, другой вылечит вас за один-два сеанса. Современные психологические технологии таковы, что психолог обязательно должен быть Мастером. А как показывает весь опыт человечества, на смену технологии, завязанной на Мастера, приходит технология, мало зависящая от человеческого фактора. В современном мире на роль такой технологии претендует нейролингвистическое программирование - НЛП.
Когда вы обращаетесь к психологу и просите избавить вас от какой-то фобии, существующие психологические технологии подразумевают, что психолог должен тщательно изучить причины возникновения вашей проблемы, выяснить механизмы ее развития и проявления, а потом изменить эти механизмы таким образом, чтобы избавить вас от проблемы.
Слабое место такого подхода понятно. Когда, к примеру, антивирусная программа избавляет файл от вируса, она не пытается изменить сам вирус или изменить механизм его работы в этом конкретном файле. Она просто вставляет в его начало команду безусловного перехода затем, чтобы вирус не мог получить управления. Так вот, задача специалиста по НЛП состоит вовсе не в том, чтобы изучить или скорректировать вашу фобию, - он просто вставит куда надо ту самую команду безусловного перехода, чтобы ваша фобия уже никогда не могла быть задействована. Ему безразлично, как, когда, при каких обстоятельствах возникла ваша проблема, как она развивалась и пр. Ему даже безразлично, что это вообще за проблема. Страдаете ли вы фобией замкнутого пространства или, наоборот, боитесь открытых площадей - это не важно. Лечение будет одно и то же - вместо старой модели поведения вы получите новую, в которой вашим проблемам просто не будет места.
В этом и есть отличие НЛП от стандартной психологии: вас не "исправляют", ваши проблемы не корректируют, в вас просто закладывают такую модель поведения, в которой вашим проблемам не будет места. В распоряжении любого специалиста по НЛП есть готовый набор стандартных отработанных методик на все многие случаи жизни. Вы боитесь тараканов? - пожалуйста, вот вам модель поведения, в которой тараканам не будет места; хотите преуспеть в бизнесе? - вот вам модель, ориентированная на успех.
Помните методики "врожденной грамотности" и "сверхбыстрого чтения", которые периодически рекламируются в печати и на телевидении? Теперь догадались, что это такое? Все, как видите, просто.
НейроЛингвистическое Программирование. То есть нечто из нейрологии, теории систем и структурной лингвистики. Эдакий компот, но очень вкусный. НЛП - школа в психологии. Отличается от других психологических школ (психоанализ, гештальт - терапия, трензакционный анализ и так далее) очень практическим подходом, с быстрым достижением эффективнейших результатов.
Это методология эффективной коммуникации. Она изначально создавалась как модель и появилась на свет относительно недавно - в 1973 году. Первая книга по НЛП была написана родителями НЛП - Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером, которые предлагали НЛП как эффективное средство для лечения психических болезней. На самом деле оно оказалось мощным способом манипулировать поведением людей без их ведома. Именно поэтому НЛП сразу же заинтересовались спецслужбы, включив подобный тренинг в обязательный курс обучения своих агентов. Он применяется сейчас и в бизнесе для оказания давления на партнеров, а также в консультировании и предвыборных кампаниях.
Официально основателями НЛП считаются еще несколько человек: Ждудит Делозье, Лесли Кэмирон, Роберт Дилтс. Начиналось все в рамках психотерапии. Так получилось, что профессиональный лингвист Гриндер, специалист в области теории систем Бэндлер, антрополог Делозье и психотерапевт Кэмирон собрались вместе. Все вместе они работали над тем, что моделировали работу лучших психотерапевтов того времени: Вирджинию Сатир, Фрица Перлза, Милтона Эриксона. Тщательно наблюдая за их работой, они обнаружили кое-какие закономерности, которые успешно обобщили (подробности на эту тему смотрите в "Гипнотических шаблонах Милтона Эриксона" и "Структуре Магии").
Главный лозунг НЛП: если что-то умеет делать хоть один человек в мире, этому можно научить всех остальных!
Прежде всего, нужно помнить, что нейролингвистическому программированию всего лишь четверть века. Главные отцы-основатели познакомились и начали исследования в 1972 году, а сам термин появился только весной 1976 года. Позиционировалось это новоявленное программирование как первая прикладная эпистемология (наука о том, как мы что-либо узнаем об окружающем мире).
Начальный этап развития НЛП основывался на исследованиях в области лингвистики, системного подхода к человеку, моделирования гештальт - терапии, гипнотерапии и семейной терапии. Человек и его языковые (лингвистические) проявления были описаны в кодах репрезентативных систем, стратегий, субмодальностей, отделения намерения от поведения. Далее так закодированный (то есть описанный в этих терминах) человек становился объектом для применения "старых" техник шестишагового рефрейминга, изме-нения персональной истории, якорения, визуально-кинестетиче-ской диссоциации и так далее. Читателю не нужно знание этих древних, но актуальных по сей день техник, чтобы понять простую мысль: все эти техники никак не были связаны с "духовным" началом в человеке. Любому адепту НЛП вручались не слишком совершенные магические очки и магические инструменты - и эти адепты-техники начинали беспорядочно крутить этими магическими инструментами все замеченные в человеке через магические очки винтики и гаечки. И получали критику данного подхода - только ленивый не критиковал НЛП в тот период.
К чести основателей НЛП, они быстро сообразили, что никакого отношения такой подход не имеет к тому, чтобы делать человека методами НЛП мудрым. Дурак знает только один способ изменить что-либо во внешнем мире, умный знает несколько альтернативных способов, а мудрый выбирает: менять что-либо во внешнем мире или в себе, во внутреннем мире. Второй этап развития НЛП связан с обобщением результатов первого этапа развития НЛП, с работами Грегори Бейтсона (Gregory Bateson) по теории информации и биологии, книжками Карлоса Кастанеды, а также с опытом изучения африканских магических традиций, который получили некоторые отцы и матери - основательницы НЛП. Задача ставилась так: какие другие, нежели в Old Code, описания можно было бы предложить для человека, чтобы переместить акцент чуть-чуть ближе к "мудрости"? Заодно такой перенос акцентов защищал НЛП от критики за излишнюю технологичность и бездуховность.
Описания были найдены и получили наименование New Code. Человек описывался при этом (программировался, кодировался) в терминах состояния, отношения сознания и несознания (unconscious), баланса между практикой и спонтанностью, позиций восприятия, характерологических прилагательных, внимания, множественности описаний. В НЛП густо запахло шаманами и их практиками, разговорами о смысле жизни и предназначении, духовности и так далее. Изучение религиозного опыта, техники сопереживания, любовь и корпоративная культура - почувствуйте разницу в тематике исследований! Рынок искателей духовности захватывался очень легко - моделирование измененных состояний сознания всегда являлось сильной стороной НЛП, шла ли речь о гипнозе на первых порах или "духовной медитации" в этап Нового Кода. Бизнес-консультирование тоже шло в гору, потому что корпорации не слишком хорошо описывались в терминах Старого Кода, но хоть как-то - в терминах Нового. Этот этап начался в 1984 году (когда вышла первая книга на эту тему) и продолжался примерно десять лет.
Systemic NLP появился как относительно новый тренд, как попытка собрать достижения "технологов" Старого Кода и "духовных гуру" Нового Кода и построить слегка более стройную систему самого НЛП. На начальном этапе НЛП системный подход означал, что описываемый человек рассматривался как система. А нынешний этап пытается рассмотреть в качестве системы описания, даваемые человеку НЛП. Это весьма нетривиальная задача, ибо в НЛП появилось довольно много всего разного и "причесать" этот клубок моделей оказывается очень нелегко. А еще хочется включить самые последние достижения философии, computer science и других, не менее симпатичных наук. Дела идут не слишком быстро - тем более что "причесывателей" находится значительно меньше, чем пользователей результатов.
Начать стоит с книги Сергея Горина "А вы пробовали гипноз?" (так как она очень легко написана, на жизненных примерах, читается на "ура") и далее продолжить книгой "Трансформация личности", составленной Ольгой Ксендзюк. Своего она ничего не написала, зато надергала отрывков из очень большого количества книг, так что будет легко определиться в дальнейшем направлении.